Подписано цифровой подписью: Чернышев Ю.Н., директор МБОУ "СОШ №23" Дата: 2021.02.14 20:29:27 +05'00' Приложение к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «СОШ № 23» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Уроки нравственности» Дегтярск 2020 г. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Уроки нравственности» за курс начального общего образования. – МБОУ «СОШ № 23» го Дегтярск, 2020 Настоящая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Курс внеурочной деятельности рассчитан на136 часовв год. Составитель: Захарова В.И., учитель начальных классов Одобрена на заседании педагогического совета Протокол № 28 августа 2020 г. Приказ № 41-А Результаты освоения курса внеурочной деятельности К личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, относятся готовность и способность обучающихся к самообразованию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностносмысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуальноличностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности. К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. К предметным результатам обучающихся относятся освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностные результаты: -ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Метапредметные результаты: особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Предметные результаты: обучающийся должен получить возможность освоения учебных предметов на уровне, обеспечивающем успешное обучение на следующих ступенях общего образования. Предметный результат рассматривается на 2 уровнях: I уровень После изучения темы «Тепло родного очага» ребёнок должен знать: - понятие «семья», - уметь распознавать социальные роли: дочери, сына, мужа, жены. После изучения темы «Традиции России» ребёнок должен знать: - традиции своего народа, - уметь понимать общекультурную значимость исторического прошлого своего народа. После изучения темы «Нравственные истины» ребёнок должен знать: - культуру речевого общения и поведения, вежливые слова, - уметь употреблять эти слова в своей речи. После изучения темы «Любим родной край» ребёнок должен знать: - прошлое и настоящее родного края; - уметь называть памятные места и достопримечательности своего края. После изучения темы «Заповедная природа малой Родины» ребёнок должен знать природные парки, их достопримечательности, уметь разумно и бережно относиться к природе родного края. II уровень После изучения темы «Тепло родного очага» ребёнок должен связанно, последовательно рассказать о традициях семьи, её истории, подготовить презентацию своего выступления. После изучения темы «Традиции России» ребёнок должен связанно, последовательно рассказать о культуре своей страны, традициях и обычаях народа, подготовить презентацию своего выступления. После изучения темы «Нравственные истины» ребёнок должен связанно, последовательно рассказать о культуре речевого общения и поведения, подготовить яркое выступление с презентацией. После изучения темы «Заповедная природа малой Родины» ребёнок должен связанно, последовательно рассказать о природе родного края, о культуре поведения в природе, подготовить выступление с использованием фотографий, рисунков. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗДЕЛ 1. ТЕПЛО РОДНОГО ОЧАГА (27Ч.) 1. Вводное занятие. (4 ч.) Познавательная деятельность - беседа с детьми о семье: - понятие «семья», ее роль в жизни каждого человека и общества; - знания детей о семье, о том, кто такие родные; - представление о составе семьи; - исследование: поговорить с родителями об истории рождения семьи, рассмотреть семейный альбом, фотографии, подобрать мудрые мысли (пословицы и поговорки о семье), приготовить рассказ о своей семье, ее традициях, можно предложить вместе с родителями придумать герб семьи. 2. Семейный портрет (6 ч.) Проблемно – ценностное общение. - рассказы о себе, о своей семье, о своих семейных увлечениях, традициях, - демонстрация семейных гербов. - круглый стол «Наши имена. Без чего не может жить человек?» - художественное творчество « Семейный портрет».. 3. Нет милее дружка, чем родная матушка( 5 ч.) Проблемно – ценностное общение. -конференция: роль женщины в современноммире( Поговорить о том, что женщины освоили множество профессий, работают практически во всех отраслях, разделяют с мужчиной все обязанности. Но как бы то ни было, главное ее предназначение – быть матерью.У женщины, у которой есть дети, есть будущее. В детях ее продолжение. Поговорить еще об одном родном человеке – бабушке.) - рассказы о своей маме (бабушке). - разучивание стихотворений, песен о маме. - написать письмо маме. - разыграть с детьми сценку «Три мамы». 4. Отцовские руки(4 ч.) - диспут: обсудить роль отца в семье. -дети делятся своими рассказами о своем отце (дедушке), о его профессии, хобби, о золотых руках отца (дедушки). - разучивание стихотворений, песен об отце. - художественное творчество: нарисовать портрет отца. 5. Не надобен и клад, коли в семьелад(4 ч.) - досуговое общение: сила семьи в её совместных делах и интересах. Как хорошо, когда все вместе занимаются любимым делом: вместе отдыхают, вместе отмечают праздники. - сценка «Мир в семье всего дороже». - проект «Любимые дела и праздники в моей семье». 6. Люблю тебя, моя семья.( 4 ч.) Форма проведения итогового занятия – семейныйпраздник. РАЗДЕЛ 2. ТРАДИЦИИ РОССИИ (30 Ч.) 1. Русская трапеза( 4 ч.) Познавательная деятельность. - знакомство с блюдами славян, национальными блюдами русской кухни. - рассказы о соблюдении традиций кухни в своей семье, какие блюда готовят мамы, бабушки. - конкурс: приготовить дома блюдо и поделиться рецептом. 2. «Делу время – потехе час» (4 ч.) Досуговое общение. - показать, как необыкновенно богаты и разнообразны русские народные праздники. - интеллектуальный клуб: самыми почитавшимися праздниками считались Рождество, Крещение, Масленица, Пасха. - проекты: о семейном праздновании этих дат. 3. Праздники светские и духовные(4 ч.) Библиотечный вечер. - разница между светскими-душевными праздниками и Духовными, которые вводят нас в Вечность. Празднуя светские праздники, вносим и духовный смысл. - художественное творчество « Мой любимый праздник». 4. Обряды и обычаи на Руси(5 ч.) Проблемно – ценностное общение. - обряды и верованиями на Руси. - празднование Масленицы, масленичные обряды, Пасха, обряды свадебные, рождение ребёнка. - художественное творчество: выполнить пасхальную поделку. 5. Поэтическое творчество народа( 4 ч.) Познавательные игры. - показать разнообразный и богатый детский фольклор русского народа, который представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров. - разучить пословицы, поговорки, потешки, заклички, колыбельные. - конкурс. 6. Народные промыслы( 6 ч.) Познавательная деятельность. - беседа о том, как в искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа. - хохломская, гжельская роспись посуды; - видеть в дымковских, абашевских игрушках присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм. - выполнить рисунок росписи на бумаге. 7. Обобщающее занятие (3 ч.) Проекты: традиции России. Раздел 3.ЗАПОВЕДНАЯ ПРИРОДА МАЛОЙ РОДИНЫ (22 Ч.) 1. Заповедные уголки России и их особенности(5 ч.) Познавательная деятельность. - презентации(использовать видеофильмы, презентации о заповедных уголках России.Познакомить учащихся с природными заповедниками страны). - фото – конкурс: изображение флоры и фауны заповедных уголков России с указанием мест обитания. 2. «Екатеринбург – столица Урала»( 4ч) Краеведческая деятельность. -презентация: знакомство с городом, с его достопримечательностями. - фото - конкурс . составление кроссворда. 3. Памятники природы.( 5 ч.) Заочная экскурсия. - фото и видио материалы: рассказ, в процессе которого дети знакомятся с уникальностью памятников природы - составление кроссвордов - подбор фотографий - викторина. 4. Заказники Свердловскойобласти(4 ч.) Заочная экскурсия. - беседа - использование фото- и видеоматериалов - викторина - подготовить рисунки, фото животных и растений по группам для проведения заключительного занятия. 5. Заповедная природа малой родины (4 ч.) Художественное творчество. - форма воссоздания природных парков при помощи аппликации заготовленных дома представителей флоры и фауны (рисунки, фотографии). Работа проводиться тремя группами, после чего учащиеся рассказывают о проделанной работе. 4.ЛЮБИМ РОДНОЙ КРАЙ (26 Ч.) 1.Дегтярск: от прошлого к настоящему(5 ч.) Краеведческая деятельность. - проследить этапы развития родного посёлка - использование видеофильмов, презентации об истории города 2. Я на этой земле родился( 4 ч.) Познавательная деятельность. - встреча с интересным человеком, который родился и живет на земле -использование фотографий и видеоматериалов - викторина 3. Край родной, навек любимый, где найдешь еще такой( 4 ч.) Занятие-экскурсия по памятным местам. -ученикам предлагается прикоснуться к наследию прошлого, посетить места боевой славы, проявить интерес к боевому прошлому - встреча с ветераном боевых действий 4. Мой город- Дегтярск. (4 ч.) Художественное творчество. - конкурс рисунков. Рисунки должны соответствовать теме конкурса. Выполнение рисунков в разной технике: гуашь, акварель, графика. Дети рисуют и проектируют любимые места, улицы, достопримечательности посёлка. Проектирование и конструирование из бумаги 5. Экскурсия в городскоймузей( 3 ч.) Детям предлагается посетить музей. Экскурсия направлена на знакомство со сведениями об истории родного города. 6. Славься, наш городок!( 4 ч. ) -конкурс чтецов. Для проведения конкурса рекомендуется использовать технические средства (музыкальное сопровождение, презентации). -творческое задание: придумать герб города. 7. Знаешь ли ты свой край?( 2 ч.) Занятие-викторина. Работа проводится по группам. -проходит защита герба. РАЗДЕЛ 5. НРАВСТВЕННЫЕ ИСТИНЫ( 31 Ч.) 1.Доброе слово, что весенний день( 6 ч.) Досугово – развлекательная деятельность. -чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». -беседа о культуре речевого общения - использование стихотворений А. Кондратьева о вежливых словах («Добрый день», «Здравствуйте», «Спасибо», «Добрые слова», «Пожалуйста», «Простите»), стихотворение А. Шибаева «Дорогие слова», -прослушать песню Ю. Тарана «Доброе утро» и разучить припев. -обыгрывание ситуаций «Что нужно сказать если…»: - ты задел учебники одноклассницы и они упали; - входишь утром в класс; - ты хочешь присоединиться к играющим ребятам; - у тебя нет карандаша нужного цвета. -рассмотреть историю происхождения вежливых слов. 2-3. Нам без дружбы не прожить, дружбой нужно дорожить(7 ч.) Досугово – развлекательная деятельность. -чтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Синие листья», «До первого дождя», «Три товарища», Е. Пермяка «Бумажный змей». -беседа «Кого называют друзьями». -анализ пословиц о дружбе. -прослушивание песни «Если с другом вышел в путь…» (муз.В. Шаинского, сл. М. Танича) и разучивание припева. -составление законов дружбы. обыгрывание ситуаций «Как быть?»: - одноклассник нарушил правила игры; - одноклассница наступила тебе на ногу; - одноклассник сломал твою игрушку; - на День рождения тебе подарили книгу, а у тебя уже есть такая. - игры по правилам (настольные, подвижные), -разучиваются считалки, которые помогут избежать ссоры играющих детей при выборе водящего - создать поделку своими руками «Подарок для друга». 4.Добрыми делами славен человек ( 5 ч.) Проблемно – ценностное общение. -обсуждение понятия «поступок» и «проступок», «совесть», «долг». -чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Хорошее», Н. Артюховой «Трусиха», Л.Н. Толстого «Косточка», «Котенок», стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо». Иллюстрирование. - создание панно «Букет добрых дел второклассника». 5. Кто любит труд, того люди чтут( 5 ч.) Проблемно – ценностное общение. - знакомство с понятием «трудолюбие», «трудолюбивый человек». -чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Сыновья». -проводится игра «Доскажи пословицу» -инсценирование песни «Антошка» -составление списка обязанностей второклассника. 6. Хорошие манеры(5 ч.) Игровая деятельность. - знакомство с правилами поведения за столом, в гостях, в общественных местах - составляют словесный портрет настоящего первоклассника. -чтение и обсуждение стихотворений А. Барто «Медвежонок-невежа», «Любочка» -составление и обыгрывание правил поведения за столом, в гостях, в общественных местах (в школе, театре, кинотеатре, музее, библиотеке и т.д.) -обсуждение внешнего вида и манер настоящего первоклассника. 7. Букет добрых дел( 3 ч.) Досугово – развлекательная деятельность Занятие обобщает знания о культуре общения и поведения. - отгадывание кроссворда из ключевых понятий предыдущих занятий - ремонт библиотечных книг -составляют письмо-обращение к читателям с использованием вежливых слов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Раздел 1. Тепло родного очага 1 Вводное занятие 1ч 2-3 Мои родные 2ч 4 Семейный альбом 1ч 5 Семейный портрет 1ч 6Увлечения и традиции 1ч 7 Герб семьи 1ч 8-9 Наши имена 2ч 10-11 Нет милее дружка, чем родная матушка 2ч 12 Женские профессии 1ч 13-14 Мама- главное слово 2ч 15-16 Отцовские руки 2ч 17 Папин папа- дедушка1ч 18-19 Папа может…2ч 20-22 Не надобен и клад, коли в семье лад 3ч 23-24 Праздники у нас в доме 2ч 25-27Люблю тебя, моя семья 3ч Раздел 2. Традиции России 28-29Русская трапеза 2 30 Традиции домашней кухни 1 31 Готовим любимое блюдо1 32 «Делу время – потехе час» 1 33-34 Русские народные праздники 2 35 Традиции семьи 1 36-37 Праздники светские и духовные 2 38-39 Мой любимый праздник 2 40-42 Обряды и обычаи на Руси 3 43-44 Пасхальные поделки 2 45-48 Поэтическое творчество народа 4 49-51Народные промыслы 3 52-54 Роспись посуды 3 55-57 Обобщающее занятие. Защита проектов 3 Раздел 3. Заповедная природа малой родины 58-62 Заповедные уголки России и их Особенности5 63-66 «Екатеринбург – столица Урала» 4 67-69 Памятники природы 3 70-71Удивительная экскурсия 2 72-75 Заказники Свердловской области 4 76-79 Заповедная природа малой родины 4 Раздел 4. Любим родной край. 80-81 Дегтярск: от прошлого к настоящему 2 82-83 Рисуем старый город 2 84-85 Узнаем любимые улицы 2 86-87 История родного города 2 88-91 Я на этой земле родился 4 92-93 Край родной, навек любимый, где найдешь еще такой2 94-95 Места боевой славы2 96-99 Мой город - Дегтярск 4 100-102 Экскурсия в городской музей 3 103-104 Славься, наш городок! 2 105-106 Знаешь ли ты свой край? 2 Раздел 5. Нравственные истины 107-108Доброе слово, что весенний день 2 109-110 Стихи о вежливых словах 2 111-112 Вот такая ситуация…2 113-114 Нам без дружбы не прожить, дружбой нужно дорожить2 115 Кого называют друзьями?1 116-117 Пословицы о дружбе 2 118-119 Законы дружбы 2 120-122 Добрыми делами славен человек 3 123-124Букет добрых дел 2классника 2 125-128Кто любит труд, того люди чтут 4 129 Обязанности второклассника 1 130 Хорошие манеры 1 131-134 Правила поведения в разных местах4 135-136 Букет добрых дел 2 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)