РП ВД Считайка. Решайка

Подписано
цифровой
подписью:
Чернышев Ю.Н.,
директор МБОУ
"СОШ №23"
Дата: 2021.02.14
20:36:30 +05'00'

Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
МБОУ «СОШ № 23»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Считайка. Решайка»

Дегтярск
2020

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Считайка.Решайка»
за курс начального общего образования. – МБОУ «СОШ № 23» го Дегтярск, 2020

Настоящая программа составлена в полном соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Курс внеурочной деятельности рассчитан на68 часовв год.

Составитель: Гачегова Л.Н.,
учитель начальных классов,
высшая кв.категория

Одобрена на заседании педагогического совета
Протокол № 28 августа 2020 г. Приказ № 41-А

Планируемые результаты освоения программы «Считайка. Решайка»
В ходе реализации программы «Считайка. Решайка» будет обеспечено достижение
обучающимися следующих результатов:
 активное участие во Всероссийских олимпиадах по математике на различных сайтах и
участие в мероприятиях по математике разного уровня.
Личностными результатами является формирование следующих умений:
 самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей
правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы);
 в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок
совершить.
Метапредметнымирезультатами являются формирование следующих универсальных
учебных действий.
Регулятивные УУД:
 определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
 учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
совместно с учителем;
 учиться планировать учебную деятельность на уроке;
 высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе
продуктивных заданий в учебнике);
 работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник,
простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала. Определять успешность выполнения своего задания в
диалоге с учителем. Средством формирования этих действий служит технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
 ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная
информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
 делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
 добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в
предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
 добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
 перерабатывать
полученную
информацию: наблюдать и делать самостоятельные
выводы.
Коммуникативные УУД:
 донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
 слушать и понимать речь других;
 выразительно читать и пересказывать текст;
 вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения:
 совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами являются формирование следующих умений.
Обучающиеся должны знать:
 основные виды логических задач;
 способы решения популярных логических задач;
 основные свойства делимости чисел;

способы решения текстовых задач.
Обучающиеся должны уметь:
 решать разного вида текстовые задачи;
 решать логические задачи;
 решать задачи на разрезание и склеивание;
 составлять и решать задачи со спичками;
 решать задачи на взвешивание;
 решать задачи на закономерности;
 уметь разгадывать шифры и ребусы.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях
выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и
соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе
получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение
арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в
пределах 100.
Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково
слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице,
ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы
массы. Литр.
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах
10; 20; 100», «Умножение», «Деление». Работа с палитрой – основой с цветными фишками
и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» . Игры
«Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой», «Часы»,
«Весы».
/Внеурочная деятельность/
Форма организации обучения - математические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма
больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не
собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц
рождения». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День
и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой
ряд дружнее?» Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Игры с набором «Карточкисчиталочки» – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм
решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные
способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,

высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное
действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный
(промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою
деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
/Урочная деятельность/
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными,
некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько
решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых
чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных
задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств
для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и
оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
/Внеурочная деятельность/
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач Всероссийского конкурса «Вот задачка».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов
решения.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос,
данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке
или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие
знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
/Урочная деятельность/
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут
передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление
движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на
листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и
несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции
(треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции.
Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по
собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих
геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на
орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по
образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар,
куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр,
призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида,
октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида,
икосаэдр. (По выбору учащихся.)
/Внеурочная деятельность/
Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор.
ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела». Конструкторы «Танграм», «Спички»,
«Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель».
Универсальные учебные действия:
 ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
 ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,
указывающие направление движения;
 проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
 выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
 анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в
исходной конструкции;
 составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции;
 выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в
соответствии с заданным контуром конструкции;
 сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
 объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
 анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
 моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока,
пластилин и др.) и из развёрток;
 осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1,2
3,4

5,6

7,8

9,10

Темы занятий

Кол – Содержание занятий
во час
Удивительная
2 Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности
снежинка
в узорах.
Крестики - нолики
2 Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм».
Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник»
(сложение и вычитание в пределах 20)
Математические
2 Числа от 1 до 100. игра «Русское лото». Построение
игры
математических пирамид: «Сложение и вычитание в
пределах 20».
Прятки с фигурами.
2 Поиск заданных фигур в фигурах сложной
конфигурации. Решение задач на деление заданной
фигуры на равные части.
Секреты задач.
2 Решение нестандартных и занимательных задач.

11,12

«Спичечный»
конструктор.

2

13,14

«Спичечный»
конструктор.

2

15,16

Геометрический
калейдоскоп

2

17,18

Числовые
головоломки
«Шаг в будущее»

2

21,22

Геометрия
вокруг
нас
Путешествие точки.

2

23,24

«Шаг в будущее».

2

25,26

Тайны окружности.

2

27,28

Математическое
путешествие.
«Новогодний
серпантин».
«Новогодний
серпантин».
Математические
игры.
«Часы нас будят по
утрам».
Геометрический
калейдоскоп.
Головоломки.
Секреты задач.

2

«Что
скрывает
сорока?»
Интеллектуальная
разминка.
Дважды
два
–

2

19,20

29,30
31,32
33,34
35,36
37,38

39,40
41,42
43,44

2

2
2
2
2

Задачи в стихах.
Построение конструкции по заданному образцу.
Перекладывание нескольких спичек в соответствии с
условиями. Проверка выполненной работы.
Построение конструкции по заданному образцу.
Перекладывание нескольких спичек в соответствии с
условиями. Проверка выполненной работы.
Конструирование многоугольников из заданных
элементов. Танграм. Составление картинки без
разбиения на части и представленной в уменьшенном
масштабе.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда(судоку).
Конструкторы:
«Спички»,
«Полимино»
из
электронного учебного пособия «Математика и
конструирование». Игры: «Волшебная палочка»,
«Лучший лодочник», «Чья сумма больше?»
Решение задач, формирующих геометрическую
наблюдательность.
Построение геометрической фигуры(на листе в
клетку)
в
соответствии
с
заданной
последовательностью шагов(по алгоритму). Проверка
работы.
Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики»,
«Весы». ». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший
лодочник», «Чья сумма больше?»
Окружность
.
Радиус
(центр
окружности).
Распознавание
окружности
на
орнаменте.
Составление орнамента с использованием циркуля.
Вычисления в группах. Первый ученик из числа
вычитает 14; второй прибавляет 18; третий -вычитает
16, а 4-прибавляет 15.
Работа в центрах деятельности.
Математические головоломки, занимательные задачи
(работа на компьютере).
Построение математических пирамид: «Сложение в
пределах 100», «Вычитание в пределах 100».
Определение времени по часам с точностью до часа.
Часовой циферблат с подвижными стрелками.
Задания на разрезание и составление фигур.

2

Расшифровка закодированных слов. Восстановление
примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить,
перевернув карточку.
Задачи с лишними или недостающими либо
некорректными данными. Нестандартные задачи.
Решение и составление ребусов, содержащих числа
ви3на, 100л, про100р, ко100чка,40а, 3буна, с100рия.
Работа на компьютере.

2

Таблица умножения однозначных чисел.

2

четыре.
45,46,47, Дважды
два
–
48,49
четыре.
50,51, Игра с кубиками.
52
53,54
В царстве смекалки.
55,56
Интеллектуальная
разминка.
57,58
Составь квадрат.
59,60,61 Мир занимательных
задач.
62,63,64 Мир занимательных
задач.
65,66,67 Математические
фокусы.
68
Математическая
эстафета.

5

Игра «Говорящая таблица умножения».

3

Запись результатов умножения на верхних гранях
выпавших кубиков.
Сбор информации и выпуск математической газеты.
Конструкторы, электронные математические игры (на
компьютере).
Прямоугольник, квадрат. Задания на составление
прямоугольников заданной формы.
Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и
капусте».
Нестандартные задачи.

2
2
2
3
3
3
1

Отгадывание задуманных чисел.
слагаемое, уменьшаемое.
Решение олимпиадных задач.

Чтение

слов:

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».