РП ВД Смысловое чтение

Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
МБОУ «СОШ № 23»

Подписано
цифровой
подписью:
Чернышев Ю.Н.,
директор МБОУ
"СОШ №23"
Дата: 2021.02.14
20:47:22 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Смысловое чтение»

Дегтярск
2020

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Смысловое чтение» за
курс начального общего образования. – МБОУ «СОШ № 23» го Дегтярск, 2020

Настоящая программа составлена в полном соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Курс внеурочной деятельности рассчитан на34 часав год.

Составитель: Рыженькова С.Г.,
учитель начальных классов,
1 кв.категория

Одобрена на заседании педагогического совета
Протокол № 28 августа 2020 г. Приказ № 41-А

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
 осознавать значимость чтения для личного развития;
 формировать потребность в систематическом чтении;
 использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
 уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
 пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
Метапредметные:
Регулятивные умения:
 уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
 уметь самостоятельно работать с новым произведением;
 уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных
играх;
 уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные умения:
 прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
 отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
 ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
 составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
 пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные умения:
 участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения;
 оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую
позицию;
 высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
 участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
 соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Личностные результаты:
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого
себя.
2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
4)Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и
мировосприятия;
Содержание учебного предмета, курса
Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания
из текста. Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть современного обучения.
Курс, состоящий из научно-популярных и информационных текстов составлен так, чтобы
заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок
интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и второстепенную информацию.
Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на номинально
правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только
обобщить информацию одного текста, но и вернутся и увязать его с ранее прочитанным. Тексты
самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим
творческого подхода.

В пособии представлены тексты двух видов: содержащие сказочные подробности (отмечены *) и
предлагающие достоверную фактическую информацию. Конец каждого занятия отмечен знаком
«колокольчик». Также немало отведено времени для модификации и генерации текстов. Работа с
заголовками, создания кратких устных, а затем и письменных изложений учит ребенка не только
воспринимать информацию, а и выражать свои мысли и знания в устной и письменной форме.
Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение письмо) - это основное доступное всем
средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой
языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой
нравственных и эстетических ценностей младшего школьника.
Разделы программы
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии:
аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура
письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения,
чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и
письменного).
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на
слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и
жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с
использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог,
отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого
этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию
собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая
основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми
некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения):
текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных минисочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста.
Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие
изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научнопопулярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление
причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах;
понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста.
Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником
различного вида информации и формирование библиографических умений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего
школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения,
устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в
области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и
тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 7-10 лет, читательских
предпочтений младших школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для
практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о
видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является
ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой
деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает
перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность.
Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного:
 находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
 определять тему и главную мысль текста;
 делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
 вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их
последовательность;
 упорядочивать информацию по заданному основанию;
 сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных
признака;
 понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте
несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение;
 характеризовать явление по его описанию;
 выделять общий признак группы элементов);
 понимать информацию, представленную разными способами:
 словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
 понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр,
структуру, выразительные средства текста;
 использовать различные виды чтения:
 ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с
целью чтения;
 ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
 пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
 соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в
тексте напрямую;
 формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;
 сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
 составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на
поставленный вопрос.
 делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
 составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
 высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
 оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль
иллюстративного ряда в тексте;
 на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в
информации и находить пути восполнения этих пробелов;
 участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
 сопоставлять различные точки зрения;
 соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
 в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.

Тематическое планирование
№

Раздел, тема

Количество часов
1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

1 Русский народный фольклор
2 Друзья детства

4ч

4ч

4ч

4ч

4ч

4ч

4ч

4ч

3 О хороших людях

4ч

5ч

5ч

5ч

4 О наших сверстниках

4ч

4ч

4ч

4ч

5 О природе

4ч

4ч

4ч

4ч

6 Книги о животных
7 Русская литература

5ч

5ч

5ч

5ч

4ч

4ч

4ч

4ч

8 Зарубежная литература
Итого:

4ч

4ч

4ч

4ч

33ч

34ч

34ч

34ч

Календарно – тематическое планирование 1 класс
№

Тема

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Сказка о медвежатах и детёнышах панды.*
Санта- Клаусы в шортах.
Бразильский воск
Надёжная защита.
Одежда для яблок
« Приятный» запах помойки.
Сказка о русалочке.*
Рисованные картины.
Договор кота и мышей.* Почему в мире много
Кузнецовых?
Сказка
о львёнке и мяче.*
Как напугать с помощью воздуха
Танцы на пруду.* Зачем электричке две головы?
Река в океане. Лианы
Зачем театру сцена
Деньги и гроши.
Бумажные осы. Воздушные корабли
Водные дороги.
Антикрыло. Зачем кобре очки?
Сказка о машинке. *
Как жить в живом капкане. Пустыня днём и ночью
Улыбайтесь
Незаметный автомобильчик.* Дом для белки.
« Планета Вода»
Дым от костра вместо телефона
Зачем доят змей. Дождевые леса.
Удав в кинотеатре.
Ожоги медуз
Маленький автобус.*
Первые автомобили

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

30
31
32
33

Прятки у жуков.* Белая диковинка.
Огоньки в лесу. * Сказка о дракончике.*
Плот бобра. * Сказка о хомяке и черепахе.*
Щедрый горшочек.* Сказка о мышиных ковриках.*
Итоги за год.

1
1
1
1

Календарно – тематическое планирование 2 класс
№

Тема

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Незаметные жирафы
Упитанные пингвины
Зайчонок и улитка.*
Зрение лягушки
Мудрость гномика Книгочея.*
Что получается, когда обмениваются идеями
Тиддалик выпил всю воду.*
Дома на курьих ножках
Бражник
Необычная охота
Глаз бури
Гномик Хранитель Воды*
Горный серпантин
Вулканы- холодильники Земли
Когда приобретают друзей
С удочкой на лягушку
Леденцы*
Два художника
Девочка и попугай
Сказка про робота - уборщика*
Хлебосольный гномик*
Фотоохота
Гномик Огородник*
Гномик Франт *
Многорукий гномик *
Прудовые арбузы
Три новогодних праздника *
Горные лыжи среди пустыни
Золотая деревенька *
В путь*
Гномик Сказочник*
Гномик Ворчун*
Гномик Ворчун*
Итоги года

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Календарно – тематическое планирование 3 класс
№

Тема

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Резные лошади*
Надувные дома
О том , как змея стала ядовитой*
Искусственный риф
Розовые кролики*
Самоцветы
Сказка о глупой акуле*
Как пугало было вороньим царём*
Символ Франции
Обезьяна и слон *
Очень красивые лодки*
Откуда пошли пельмени
Замечательные часы
Всякое ли молчание- золото?
« Читать» людей.
Тысяча глиняных горшков*
« Тошу обижать не дам!»
Как я кормила синичек и белочек*
Необычная ёлка
Сказка о пирожке*
Одинокий мухомор*
«Мы триста лет этим занимаемся»
Колизей
Памятник дереву
Магниты в древности
Бабушка огородника *
Санта- Клаусы в разных странах
Пришельцы. Лёгкий и прочный*
У каждого мастера есть свои секреты*. Неуклюжий
Гусеница
паучок. , которая хотела летать*
Первый микроскоп. Подходящий камень*
Сказка про кошку и собаку.* « Мой дом - моя
Кошки , которые полюбили груши*.Бобры и лес*
крепость»
Ночной урок*. Итоги года

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Календарно – тематическое планирование 4 класс
№

Тема

Кол-во часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

учебника
Резиновый мяч*
1
Свитера
1
В большом деле не без убытка*
1
« Замените меня Васей - он умнее!»
1
Самоочищающиеся окна
1
Гонки на верблюдах
1
Ушная раковина китайского императора
1
Антиквариат
1
Поплавать в воздухе
1
Запах газа
1
Пуантилизм и пиксель
1
Большой автомобиль
1
Ключ и замок
1
Железная ложка
1
Яд и лекарство
1
Трескучие морозы
1
Чей дом красивее?»
1
Неожиданный результат*
1
Обработка камня огнём
1
Рыцари
1
Красивый пустоцвет*
1
Тамплиеры
1
В космос по канату
1
Терминатор
1
По воде или по воздуху?
1
Скидки и акции
1
Удачное плавание*
1
Паучок, который не знал, что такое осень*
1
Зима- хлопотунья*
1
Сказка о кролике и сахарных клёнах*
1
Сказка о космических городах*. Арбузный лимонад*
1
В большом деле нужны разные люди. Такси 1
малютка*
Богатый заяц*
1
Почему на асфальте появляются ямы. Итоги года
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».