Приложение к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «СОШ № 23» Подписано цифровой подписью: Чернышев Ю.Н., директор МБОУ "СОШ №23" Дата: 2021.02.14 20:47:22 +05'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Смысловое чтение» Дегтярск 2020 Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Смысловое чтение» за курс начального общего образования. – МБОУ «СОШ № 23» го Дегтярск, 2020 Настоящая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Курс внеурочной деятельности рассчитан на34 часав год. Составитель: Рыженькова С.Г., учитель начальных классов, 1 кв.категория Одобрена на заседании педагогического совета Протокол № 28 августа 2020 г. Приказ № 41-А Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предметные умения: осознавать значимость чтения для личного развития; формировать потребность в систематическом чтении; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Метапредметные: Регулятивные умения: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; уметь самостоятельно работать с новым произведением; уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Познавательные умения: прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Коммуникативные умения: участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д. Личностные результаты: 1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя. 2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. 3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение. 4)Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия; Содержание учебного предмета, курса Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть современного обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и второстепенную информацию. Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и увязать его с ранее прочитанным. Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода. В пособии представлены тексты двух видов: содержащие сказочные подробности (отмечены *) и предлагающие достоверную фактическую информацию. Конец каждого занятия отмечен знаком «колокольчик». Также немало отведено времени для модификации и генерации текстов. Работа с заголовками, создания кратких устных, а затем и письменных изложений учит ребенка не только воспринимать информацию, а и выражать свои мысли и знания в устной и письменной форме. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение письмо) - это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей младшего школьника. Разделы программы Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного). Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста. Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста. Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных минисочинений (рассказ по картинке); написание отзыва. Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научнопопулярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 7-10 лет, читательских предпочтений младших школьников. Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка. Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного: находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака; понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Работа с текстом: оценка информации высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. сопоставлять различные точки зрения; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. Тематическое планирование № Раздел, тема Количество часов 1 кл 2 кл 3 кл 4 кл 1 Русский народный фольклор 2 Друзья детства 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 3 О хороших людях 4ч 5ч 5ч 5ч 4 О наших сверстниках 4ч 4ч 4ч 4ч 5 О природе 4ч 4ч 4ч 4ч 6 Книги о животных 7 Русская литература 5ч 5ч 5ч 5ч 4ч 4ч 4ч 4ч 8 Зарубежная литература Итого: 4ч 4ч 4ч 4ч 33ч 34ч 34ч 34ч Календарно – тематическое планирование 1 класс № Тема 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Сказка о медвежатах и детёнышах панды.* Санта- Клаусы в шортах. Бразильский воск Надёжная защита. Одежда для яблок « Приятный» запах помойки. Сказка о русалочке.* Рисованные картины. Договор кота и мышей.* Почему в мире много Кузнецовых? Сказка о львёнке и мяче.* Как напугать с помощью воздуха Танцы на пруду.* Зачем электричке две головы? Река в океане. Лианы Зачем театру сцена Деньги и гроши. Бумажные осы. Воздушные корабли Водные дороги. Антикрыло. Зачем кобре очки? Сказка о машинке. * Как жить в живом капкане. Пустыня днём и ночью Улыбайтесь Незаметный автомобильчик.* Дом для белки. « Планета Вода» Дым от костра вместо телефона Зачем доят змей. Дождевые леса. Удав в кинотеатре. Ожоги медуз Маленький автобус.* Первые автомобили Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 30 31 32 33 Прятки у жуков.* Белая диковинка. Огоньки в лесу. * Сказка о дракончике.* Плот бобра. * Сказка о хомяке и черепахе.* Щедрый горшочек.* Сказка о мышиных ковриках.* Итоги за год. 1 1 1 1 Календарно – тематическое планирование 2 класс № Тема 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Незаметные жирафы Упитанные пингвины Зайчонок и улитка.* Зрение лягушки Мудрость гномика Книгочея.* Что получается, когда обмениваются идеями Тиддалик выпил всю воду.* Дома на курьих ножках Бражник Необычная охота Глаз бури Гномик Хранитель Воды* Горный серпантин Вулканы- холодильники Земли Когда приобретают друзей С удочкой на лягушку Леденцы* Два художника Девочка и попугай Сказка про робота - уборщика* Хлебосольный гномик* Фотоохота Гномик Огородник* Гномик Франт * Многорукий гномик * Прудовые арбузы Три новогодних праздника * Горные лыжи среди пустыни Золотая деревенька * В путь* Гномик Сказочник* Гномик Ворчун* Гномик Ворчун* Итоги года Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно – тематическое планирование 3 класс № Тема 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Резные лошади* Надувные дома О том , как змея стала ядовитой* Искусственный риф Розовые кролики* Самоцветы Сказка о глупой акуле* Как пугало было вороньим царём* Символ Франции Обезьяна и слон * Очень красивые лодки* Откуда пошли пельмени Замечательные часы Всякое ли молчание- золото? « Читать» людей. Тысяча глиняных горшков* « Тошу обижать не дам!» Как я кормила синичек и белочек* Необычная ёлка Сказка о пирожке* Одинокий мухомор* «Мы триста лет этим занимаемся» Колизей Памятник дереву Магниты в древности Бабушка огородника * Санта- Клаусы в разных странах Пришельцы. Лёгкий и прочный* У каждого мастера есть свои секреты*. Неуклюжий Гусеница паучок. , которая хотела летать* Первый микроскоп. Подходящий камень* Сказка про кошку и собаку.* « Мой дом - моя Кошки , которые полюбили груши*.Бобры и лес* крепость» Ночной урок*. Итоги года Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно – тематическое планирование 4 класс № Тема Кол-во часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 учебника Резиновый мяч* 1 Свитера 1 В большом деле не без убытка* 1 « Замените меня Васей - он умнее!» 1 Самоочищающиеся окна 1 Гонки на верблюдах 1 Ушная раковина китайского императора 1 Антиквариат 1 Поплавать в воздухе 1 Запах газа 1 Пуантилизм и пиксель 1 Большой автомобиль 1 Ключ и замок 1 Железная ложка 1 Яд и лекарство 1 Трескучие морозы 1 Чей дом красивее?» 1 Неожиданный результат* 1 Обработка камня огнём 1 Рыцари 1 Красивый пустоцвет* 1 Тамплиеры 1 В космос по канату 1 Терминатор 1 По воде или по воздуху? 1 Скидки и акции 1 Удачное плавание* 1 Паучок, который не знал, что такое осень* 1 Зима- хлопотунья* 1 Сказка о кролике и сахарных клёнах* 1 Сказка о космических городах*. Арбузный лимонад* 1 В большом деле нужны разные люди. Такси 1 малютка* Богатый заяц* 1 Почему на асфальте появляются ямы. Итоги года 1 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)