МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования городского округа Дегтярск МБОУ СОШ № 23 РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета директор МБОУ "СОШ №23" протокол № 12 от «29» августа 2024 г. Костырева Н.А. приказ № 73 от «30» августа 2024 г. ________________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3804290) учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 класса Дегтярск 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО. Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля. Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п. Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения. Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основными задачами ОРКСЭ являются: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ – культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации. Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе один час в неделе, общий объем составляет 34 часа. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Россия – наша Родина. Культура и религия. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину; формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни; понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии; строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму; соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания; строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь; понимать необходимость обогащать свои знания о духовнонравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей; понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий; овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Универсальные учебные действия Познавательные УУД: ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества – мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного); использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление); применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала; признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Работа с информацией: воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике; использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео); находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа); анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность. Коммуникативные УУД: использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения; создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике. Регулятивные УУД: проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения; проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении; анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности); выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла; проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета. Совместная деятельность: выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать; владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты; готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики» должны отражать сформированность умений: выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России; раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»; высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры; первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики; раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды; рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи; раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья – союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей; распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан; рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда; рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона; раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России; объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности; первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов; приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего 1 Россия — наша Родина 1 2 Этика и её значение в жизни человека. Нормы морали. Нравственные ценности, идеалы, принципы 8 3 Государство и мораль гражданина. Основной Закон (Конституция) в государстве как источник российской гражданской этики 1 4 Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России. Природа и человек 8 5 Праздники как одна из форм исторической памяти 2 6 Семейные ценности. Этика семейных отношений 1 7 Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства 3 8 Что значит быть нравственным в наше время. Методы нравственного самосовершенствования 6 9 Этикет 2 Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 10 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2 34 0 0 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование разделов и тем программы п/п Виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1. Россия — наша Родина. 2. Этика — наука о нравственной жизни человека Аргументировать свою точку зрения; Применять полученные знания в жизни; http://orkce.apkpro.ru 3. Этика общения: золотое правило этики http://sokrnarmira.ru 4. Добро и зло как нравственные категории 5. Дружелюбие. Уважение 6. Этика и этикет. Премудрости этикета 7. Критерии этикета: разумность, красота и гигиена Вести учебный, социокультурный диалог; Аргументировать свою infourok.ru точку зрения; Применять полученные знания в жизни; Объяснять значение изучаемых понятий; Определять основные характеристики общения; Анализировать особенности общения на основе «золотого правила нравственности»; Различать проявления и зла; Аргументировать своюдобра позицию; Осмысливать с этих позиций своё поведение и поведение окружающих; Осознавать с позиции нравственности свои пос тупки; Определять особенности Характеризовать примерыиндивидуального добрых правил; проявления окружающих; Находить нужныедобрых слова при с другими; Уметь вести диалог о значении словобщении и поступков; Осознанно определять значение моральных норм во взаимодействии людей. Справила пониманием отвечать на учебные Уметь охарактеризовать этикета; вопросы разных типов;правила этикета; Осознанно соблюдать infourok.ru http://sokrnarmira.ru infourok.ru http://sokrnarmira.ru infourok.ru http://sokrnarmira.ru Вырабатывать в поведении соответствие правилам этикета; С пониманием комментировать иллюстрации правил, соотносить с ними своё поведение; Обозначать сущность понятия «этикет»; infourok.ru Обосновывать свою точку зрения; Обосновывать необходимость соблюдения правил этикета; http://sokrnarmira.ru Накапливать знания по правилам этикета, уметь аргументировать их значение и смысл; 8. Правила поведения в школе и дома 9. Речь и этикет 10. Этика человеческих отношений 11. Природа — и человек 12. Родина, Отчизна, патриотизм 13. Человек среди людей 14. Этика отношений в коллективе. Что такое коллектив 15. Коллектив начинается с меня Знать основные правила этикета; Уметь обосновать необходимость соблюдения правил этикета в школе и дома, обозначать их перечень; Осознанно текст учебника; Осознаватькомментировать значение понятия «речь»; Видеть и выражать многогранность взаимосвязи понятий «речь» и«речка»; Характеризовать образную выразительность слова; Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменнойвречи; Объяснять, чём этическая и эмоциональная основа понятия Составлять небольшойиндивидуальные рассказ, используя образные речевые «душа»; Использовать знания по предметам средства; «Окружающий мир»и «Литературное чтение» для объяснения данного понятия; Определять смысловое значение понятия «справедливость»; Осознанно характеризовать понятия «духовность», «душевность»; Иллюстрировать примеры значимости природы в жизни человека Соотносить понятия «душа», «духовность»; из личного опыта и опыта других людей; Осознавать взаимосвязь природы и жизни человека, Объяснять смысловую основу понятий «род», «Родина»; аргументировать свои высказывания; Осознанно определять, что значит быть патриотом; Анализировать текст учебника в соответствии с изучаемыми понятиями; Составлять небольшой текст-рассуждение на тему Понимать значение понятия «человечность»; родины, патриотизма. Осознанно аргументировать влияние взаимодействий с людьми на Находить в литературе иллюстрации обсуждаемых понятий; нравственный рост человека; Расширять знания, дополненные другими учебными предметами, обогащённые личным опытом и опытом людей, в определении изучаемых понятий;отвечать на вопрос «Что такое коллектив?»; Аргументированно Осознанно комментировать учебника; Анализировать особенноститекст коллектива; infourok.ru http://sokrnarmira.ru http://orkce.apkpro.ru http://orkce.apkpro.ru infourok.ru http://sokrnarmira.ru infourok.ru http://sokrnarmira.ru http://orkce.apkpro.ru infourok.ru http://sokrnarmira.ru http://orkce.apkpro.ru infourok.ru http://sokrnarmira.ru Объяснять соотношение понятий «коллектив» и «личность»; Приводить примеры взаимодействия коллектива и личности из Осознавать понятия «индивидуальность», «дружба», «уважение»; infourok.ru собственного опыта и материала других предметов; Анализировать возможности улучшения отношений в коллективе; http://sokrnarmira.ru Уметь вырабатывать правила для себя и для других; Аргументированно объяснять, что значит быть единомышленником в коллективе; 16. Чуткость, бескорыстие взаимовыручка в коллективе 17. Творческие работы 18. Творческие работы 19. Нравственные истины. Общечеловеческие ценности 20. Ценность жизни 21. Человек рождён для добра 22. Милосердие — закон жизни Умение понять состояние другого человека; Разумно, с пониманием реагировать на состояние другого человека; Осознавать значение семьи для человека, общества и государства; Стремиться корректировать поведение в процессе Аргументировать свою точкусвоё зрения; преодоления обид; http://orkce.apkpro.ru infourok.ru http://sokrnarmira.ru http://orkce.apkpro.ru infourok.ru http://sokrnarmira.ru Применять на практике полученные знания; http://orkce.apkpro.ru Уметь планировать свою деятельность; infourok.ru Раскрывать содержание изучаемых понятий; http://sokrnarmira.ru Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам; Осознавать значение золотого правила этики; http://orkce.apkpro.ru Размышлять о причинах появления золотого правила этики и его infourok.ru применении; http://sokrnarmira.ru Объяснять сущность и содержание общечеловеческих ценностей; Понимать значение понятий http://orkce.apkpro.ru Аргументировать свою точку«смысл», зрения; «нравственный закон», «жизнь»; Уметь размышлять о том, какую роль играют духовные infourok.ru ценности в жизни человека; http://sokrnarmira.ru Аргументировать свою точку зрения; Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и Характеризовать понятия «бескорыстность», «доброта», «совесть»; http://orkce.apkpro.ru письменной речи; Объяснять смысл сказок и народных пословиц, связь между ними; infourok.ru Понимать необходимость осознанного отношения к собственным http://sokrnarmira.ru поступкам; Аргументировать свою точку зрения; Объяснять значение понятий «сочувствие» и http://orkce.apkpro.ru Составлять небольшой текст-рассуждение на тему добра и «сопереживание»,«сострадание» и «милосердие»; infourok.ru бескорыстия; Осознанно аргументировать роль совести как внутреннего http://sokrnarmira.ru регулятора человеческого поведения; Использовать знания по литературному чтению, примеры из личного опыта и опыта других людей для характеристики действия совести; 23. Нравственность, справедливость, правда, тактичность — жизнь во благо себе и другим 24. Душа обязана трудиться. Нравственные установки и нормы 25. Победить в себе дракона. Нравственность на основе разумности 26. Понять и простить: гуманизм как этический принцип 27. Этика поступков — нравственный выбор Анализировать конфликтную ситуацию, обозначая возможные способы выхода из неё; Доброжелательно взаимодействовать с людьми любой национальности; Осознанно следовать правилам тактичного поведения; Устанавливать связь между намерением и поступком; Применять усвоенные знания в общении; Осознанно раскрывать суть понятия «нравственная установка»; Сопоставлять понятия «нравственная установка», «нравственные усилия»; Аргументировать свою точку зрения; Составлять небольшой текст-рассуждение на тему «Образцы Обосновывать значение понятий «достоинство», нравственного поведения в современной жизни»; «бескорыстие»,«гуманность»; Анализировать свои поступки, чувства, помыслы; Осознавать необходимость соблюдения норм этикета; Совершенствовать умения в области коммуникации; Чётко представлять, что такое понимание, гармония, прощение; Аргументировать свои рассуждения; Составлять небольшой текст-рассуждение на заданную тему; Контролировать свои поступки и высказывания; Соотносить своё поведение с опытом поколений; Аргументированно объяснять, что означает нравственный выбор; http://orkce.apkpro.ru infourok.ru http://sokrnarmira.ru http://orkce.apkpro.ru infourok.ru http://sokrnarmira.ru http://orkce.apkpro.ru infourok.ru http://sokrnarmira.ru infourok.ru http://sokrnarmira.ru http://orkce.apkpro.ru infourok.ru http://sokrnarmira.ru Совершенствовать умения в области общения; Корректировать свои высказывания и поведение с учётом этики поступков; Проявлять терпимость и дружелюбие при взаимодействии с 28. Посеешь поступок — пожнёшь характер. Жить Комментировать основное содержание урока и его важнейшие http://orkce.apkpro.ru окружающими; дружно и легко понятия; Отвечать на учебные вопросы; infourok.ru Систематизировать и обобщать полученные знания; http://sokrnarmira.ru Делать выводы; 29. Лестница саморазвития Объяснять «нравственность»; Адекватно понятие использовать полученные знания в практике общения; http://orkce.apkpro.ru Систематизировать и обобщать полученные знания; http://sokrnarmira.ru Анализировать и сопоставлять факты. Находить аналогии; Соотносить морально-нравственные проблемы с анализом личного опыта поведения; 30. Терпение и труд — все перетрут Осознанно раскрывать суть понятий «терпение», http://orkce.apkpro.ru Аргументировать свои рассуждения; «терпимость»,«деликатность»; infourok.ru Соотносить свои представления с опытом поведения других http://sokrnarmira.ru людей; Анализировать своё поведение и высказывания; Обобщать полученные знания; 31. Слова с приставкой «со» 32. Судьба и Родина едины: с чего начинается Родина 33. Патриот и гражданин 34. Заключительное слово Систематизировать и обобщать этические знания; http://orkce.apkpro.ru Анализировать и сопоставлять факты поведения человека; infourok.ru Находить аналогии; Рассуждать на морально-этические темы; Соотносить «Родина», «Отечество»; Соотносить понятия морально-нравственные проблемы с личным опытом; http://orkce.apkpro.ru Осознанно анализировать изучаемые понятия. Находить аналогии; infourok.ru Вырабатывать умение, рассуждать на морально-этические темы и http://sokrnarmira.ru делать выводы; Осмысливать морально-нравственные проблемы в соотнесении с Осознанно раскрывать понятия «патриот», «патриотизм», http://orkce.apkpro.ru личным опытом поведения; «гражданин»,«гражданственность»; infourok.ru Выделять главное в тексте учебника; http://sokrnarmira.ru Соотносить полученные знания с собственным опытом поведения, Обобщать знания, полученные при изучении курса; http://orkce.apkpro.ru уметь анализировать его; Применять на практике полученные знания; infourok.ru Уметь планировать свою работу. Подводить её итоги, представлять http://sokrnarmira.ru результаты; Аргументировать свою позицию; УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ